Священники о Рождественском посте

 

28 ноября для всех православных христиан наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.

 


Новости Московской Патриархии
04.12.2020 12:36
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
04.12.2020 11:49
Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с министром культуры и спорта Республики Казахстан
04.12.2020 11:18
Президент Сербии подчеркнул близость Русской и Сербской Православных Церквей
03.12.2020 20:11
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту
03.12.2020 16:47
Состоялось заседание Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры
03.12.2020 16:22
Сотрудник Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании Комиссии при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе
03.12.2020 15:54
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел совещание с представителями епархий Центрального федерального округа
03.12.2020 15:25
Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным послом России в Литве
03.12.2020 15:06
Священникам рассказали о правилах посещения COVID-больных и совершении таинств в «красной» зоне
03.12.2020 14:36
Издан новый богослужебный сборник на тайском языке
Поделиться в соцсетях:

13 октября - день памяти Святителя Михаила, митрополита Киевского и всея Руси

11 октября 2020 г. Просмотров: 129
АЗБУКА ВЕРЫ
ЖИТИЕ
Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время Крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой.
 

Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала вслед: «Перуне, выдыбай!» т. е. «выплывай». Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким.

Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов Печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами Cв. Cинода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом Св. Синода 6 августа 1795 г. повелено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Св. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они Российскою Церковью до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.


См. также: «Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.


+++
 протоиерей Григорий Дьяченко

Святитель Михаил, первый митрополит киевский.
(Православная вера ест дар Божий; ее нужно твердо держаться).

I. Святитель Михаил, память коего празднуется ныне, был достойным преемником подвигов и благочестия великих архипастырей восточных, которые были преемниками власти и духа апостольскаго, – он пришел к нам из Греции с апостольскою ревностию, с духом пастырской любви и мудрости, воодушевлявшим древних святителей восточных. Первым делом первого архипастыря киевского было крещение двенадцати сыновей св. князя Владимира и всего народа киевскаго; потом святитель с отеческою кротостию и любовию заботился об утверждении веры новообратившихся и о распространении веры между неверными сынами земли русской. Усердно строил храмы в Киеве и других городах и весях; поставлял и наставлял пресвитеров; избирая опытных наставников, поручал им воспитание и образование детей, убеждая научать их с кротостью особенно страху Божию, благонравию и целомудрию.

Но великий светильник церкви русской просиял далече светом благих дел своих, – не в одном граде Киеве. Святитель Михаил предпринял трудное путешествие в Новгород, и потом посетил землю ростовскую, просветив многих неверных верою Христовою, пронося всюду живоносные глаголы евангелия Христова, действенным словом Божиим разгоняя тьму идолослужения и нечестия. Подобно солнцу обходил он землю русскую, просвещая, утешая и укрепляя верующих отеческими беседами и молитвенным ходатайством пред Господом Богом. И во всю жизнь свою святитель Михаил являл себя ревностным и вместе кротким и смиренным пастырем, неутомимым служителем церкви Христовой, постоянно прилагавшим труды к трудам, – благосердым отцем своих пасомых.

Пастырская доблесть его засвидетельствована была по блаженном его отшествии ко Господу, когда все его пасомые и первее всех св. Владимир неутешно оплакивали кончину архипастыря и отца – великого светильника земли русской «Мног плач и рыдание граду Киеву его отшествием к Богу сотворися». – Наконец святость жизни его была открыта для всего мира Самим Богом, чрез явление его нетленных мощей, покоющихся в Киево-печерской лавре, которым и мы, отдаленные потомки первых его слушателей и пасомых, благочестно поклоняемся.

II. Настоящее празднество в честь святителя Михаила, первого митрополита киевскаго, первого архипастыря всероссийскаго, напоминает нам, братия, величайшую милость Божию к нашим предкам и каждому из нас, т.е. дарование нашему отечеству православной веры, обращение наших предков ко Христу чрез православную церковь восточную, и вместе с сим наш первый долг к св. вере – твердо и непоколебимо держаться ея до последней минуты нашей жизни.

Обратим благоговейное внимание на веру, дарованную нам Господом, и мы ясно увидим, что это подлинно величайшая милость, принесшая с собою безчисленныя другия милости Божии, – драгоценнейший дар, за который мы обязаны любвеобильному Спасителю вечною благодарностию.

а) Долго предки наши жили во тьме идолопоклонства, в неведении истинного Бога Спасителя; долго пребывали в духовной бедности, отчужденные от сокровищ жизни Божией, блуждая вне св. церкви Христовой, которая есть единственный ковчег спасения для падшаго человека, единственное тихое пристанище для всех людей, обуреваемых волнами житейскими. Наконец, настало время, прореченное св. апостолом Андреем, пришел день спасения для земли русской когда Св. Евангелие Христово, светлейшее солнца, озарило небесным светом землю русскую, обогатило ее неоцененными сокровищами и неисчислимыми благами, приобретенными для рода человеческого пострадавшим Спасителем нашим. Веруем, и по мере веры уразумеваем, а по мере веры и уразумения исповедуем, что предкам нашим спасительно было принять веру именно в то, а не другое время, от православной церкви греческой, а не от другого какого-либо общества. В обыкновенной жизни случается, что мать, еще нося во чреве дитя, заранее приготовляет все необходимое для жизни и покоя будущаго семьянина, все, что только может изобресть ее материнская любовь: так и матерь нашей церкви – православная церковь восточная, по силе живущаго в ней Духа Святаго, приготовила все для юной дщери своей. Там вера Христова, насажденная св. апостолами, всегда сохранялась во всей чистоте и неприкосновенности – непоколебимо утверждена была вселенскими соборами, ограждена спасительными установлениями мудрых пастырей и благочестивых царей, объяснена и изложена в богомудрых писаниях св. и богоносных отцов.

Там истина и святость евангелия, сладость и животворность веры Христовой, были запечатлены кровию безчисленного сонма мучеников и исповедников, испытаны и засвидетельствованы множеством подвижников – вольных мучеников царствия ради небеснаго. Там вера перешла чрез огонь испытания, искушена в горниле лютейших несчастий и гонений и чудесно сохранилась среди бурь и треволнений.

Там священное богослужение – это боголепное облачение и светлое украшение веры, богослужение, служащее необходимым средством к укреплению и умножению веры и любви, составляющее сладостнейшую пищу для благочестивой души, приведено в стройный чин, украшено благолепными обрядами и умилительными песнопениями. И эту-то веру удостоились принять блаженные предки наши и передали нам – потомкам своим. Этим-то богослужением пленились предки наши так, что некоторые из них, находясь в первый раз в греческом храме, подумали, что они на небе, в светлых обителях небесного царствия, и завещали нам любить это благолепное служение Богу-Спасителю! Эта-то вера и доселе сияет в земле русской и озаряет всех верных сынов церкви и отечества! – Это-то богослужение доселе питает и утешает сердца всех скорбящих и жаждущих спасения и жизни вечной. Да будет же за все это слава и благодарение Господу, обогатившему землю русскую Своим неоцененным сокровищем!

б) Что же делать нам, православные, при такой благости к нам Господа? Чем благодарить Его за Его милости, в которых – основание нашего временного благополучия и залог вечного спасения? Прежде и больше всего мы должны всячески хранить драгоценный дар, принесенный нашим предкам святителем Михаилом и неуклонно держаться правого исповедания веры. Да скажет каждый из нас самому себе: «держи, еже приял, до последняго твоего издыхания», с благодарностию и благоговением храни драгоценное сокровище, дарованное тебе милосердым Отцом небесным единственно вследствие страданий Единородного Сына Своего! Евангелие Христово да будет единственным светильником нашей жизни, руководством для ума, пищею для сердца. Мы будем безответны пред Богом, если среди обильного света небесного захотим остаться во мраке; если среди моря благ духовных будем в жажде и алчбе; если и в раю Божием – в св. церкви Христовой – станем искать запрещенных плодов суемудрия и нечестия, извращая заповеди и уставы церковные, переданные нам блаженными предками нашими. Мы будем постыжены на суде Божием самими неверными, которые обличат нас в неразумии и неблагодарности пред Богом – Спасителем и Благодетелем; самые святые ходатаи наши не защитят нас пред правосудием Божиим: самое священное Имя «православный», которым мы привыкли украшать себя и все народное, послужит к нашему осуждению. «Вас точiю познах от всех племен», скажет нам Господь, «сего ради отмщу на вас вся грехи ваша» (Амос. 3, 2).

III. Да храним же сокровище небесное – святую веру в чистоте совести и непорочности сердца, подобно благочестивым предкам нашим! Будем всегда дорожить им, подобно человеку, который, нашедши сокровище, скрытое на поле, от радости пошел, продал все, что имел, и купил то поле с сокровищем; подобно благоразумному купцу, который, нашедши драгоценный бисер, пошел, продал все, что имел, и купил тот бисер (Мат. 13, 44–46). В деле хранения веры да поможет нам Сам Господь, даровавший веру, – да помогут все святые угодники Божии и присноублажаемый нами святитель Христов Михаил, выну ходатайствующий о нас пред великим Архиереем – Господом нашим I. Христом. (Сост. Гр. Д-ко по «Воскр. чтен.» за 1853–4 года, стр. 223–6; сн. «Воскр. чт.» 1884 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

+++



Тропарь святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 4

Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися:/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися./ И и́же неве́рием обветша́вшии/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язы́к свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Влады́це Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от египе́тскаго идолослуже́ния/ в зе́млю проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че Лива́на/ плод пита́ющ ми́ра всего́./ От него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому

Святы́й вели́кий и пресла́вный архипа́стырю и о́тче нaш Михаи́ле, страны́ Ру́сския первопресто́льниче и просвети́телю, всех же племе́н христиа́нских благонаде́жный пред Бо́гом хода́таю, тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам бы́ти твоея́ к Бо́гу любве́ подража́телем, е́ю же в земне́м животе́ твое́м преиспо́лнен был еси́. Просвети́ умы́ и сердца́ на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния. Научи́ нас тебе́ после́довати ве́рно и за́поведи Госпо́дни усе́рдно твори́ти, да яви́мся ча́да твоя́ не и́менем то́кмо, но и всем житие́м, та́ко позна́емся. Мо́лися, равноапо́стольно иера́рше, о Це́ркви Ру́сской, о гра́де твое́м и оби́тели, в ней же нетле́нно мо́щи твоя́ святы́я почива́ют, и о всем Оте́честве на́шем, при́зри ми́лостивно на вся ве́рныя твоя́ чти́тели, по́мощи твоея́ и́щущия: бу́ди всем в боле́знех цели́тель, в ско́рбех и печа́лех уте́шитель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный засту́пник и покрови́тель, да твое́ю по́мощию сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние получи́ти и Ца́рствие Христо́во насле́довати. Ей, святи́телю Христо́в, а́ще восхо́щеши мо́жеши помощи́ нам, да на по́мощь твою́ упова́юше, просла́вим Ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.



 
 
© Храм Петра и Февронии,
г. Ростов-на-Дону,
2012-2020 г. г.
  Яндекс.Метрика