Новости Московской Патриархии
28.05.2022 16:21
В Первом казачьем университете подвели итоги казачьего направления Международных образовательных чтений
28.05.2022 15:46
Митрополит Волоколамский Иларион: Единство между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церковью сохраняется
28.05.2022 14:46
В рамках Международных образовательных чтений прошла конференция, посвященная 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
28.05.2022 13:48
Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета
28.05.2022 13:14
Состоялось закрытие XXX Международных образовательных чтений
28.05.2022 12:38
Образована Синодальная богослужебная комиссия Белорусской Православной Церкви
28.05.2022 11:26
Священный Синод утвердил ряд гимнографических текстов
28.05.2022 10:39
Делегация международных христианских организаций посетила беженцев в Ростовской области
27.05.2022 21:48
В Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
27.05.2022 21:31
В.Р. Легойда: Молимся о сохранении единства Русской Православной Церкви
Поделиться в соцсетях:

3 мая 2022 г. - Радоница. Поминовение усопших

01 мая 2022 г. Просмотров: 1340
Портал Азбука Веры

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней.
Cовершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

 


Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
 


Поминовение усопших в Пасхальные дни

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы — сразу после Светлой пасхальной Седмицы — как бы обязывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай воспоминания Воскресения Христа на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, куличи, сласти. Часть приготовленного яства раздается нуждающимся на помин души.
Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых». Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.







 
 
© Храм Петра и Февронии,
г. Ростов-на-Дону,
2012-2022 г. г.
  Яндекс.Метрика